21 авг. 2019 г., 14:30
В Калужской области у деревни Тайдашево прошел ежегодный фестиваль исторических клубов «Воиново поле». Клуб исторической реконструкции «Каролинг» из Рузы уже второй год участвует в этом мероприятии.
Заезд на фестиваль начался с четверга. Мы приехали только к вечеру, почти все – после работы. В поле стояли несколько шатров, а кто-то только начинал разбивать свой лагерь. Работы было много: собрать десяток исторических палаток и два тента, столы и скамьи. Это заняло несколько часов, и последние саксонки (тип палатки. - Прим. автора) собирали уже в темноте.
Когда усталость берет свое, и начинает накапывать дождь, кажется, что стоило остаться дома. Но разгорается костер, закипает вода в котелке, и все проходит. Появляются другие чувства. Ты отключаешь телефон, и с этого момента заканчивается работа, домашние дела, суета, переписки в интернете, и начинается простая жизнь, примитивный быт и полное очищение сознания. Здесь ты чувствуешь, что живешь. Ты видишь, как восходит и садится солнце, как начинается дождь, как поднимается месяц над пустым полем. Нет ничего лишнего. Только то, что необходимо: котелок, миска и сухие дрова.
Пятница – еще не фестиваль, но образ жизни уже меняется. Появляется размеренность, житейские заботы перестают занимать мысли. Участники знакомятся, помогают друг другу ставить палатки. Есть время, чтобы навести порядок в лагере, начистить доспехи и сварить кофе в турке на костре.
В субботу приезжают туристы, и начинается основная программа. В фестивале «Воиново поле» в этом году участвовало около 500 реконструкторов из разных городов России. Это участники клубов исторической реконструкции и исторических объединений, воссоздающих эпоху раннего средневековья, этнографические и фольклорные коллективы, ремесленники и торговцы.
От клуба «Каролинг» Рузы на «Воиново поле» выехало более 10 человек, и почти все – новички, которые попали на исторический фестиваль впервые. Такие мероприятия сложны тем, что к тяжелым походным условиям добавляются и условия исторической аутентичности. Это значит, что быт должен соответствовать определенной исторической эпохе, современные предметы используются ограничено и только при необходимости. Все это обеспечивает полное погружение в атмосферу средневековья. Погода нас не баловала, но ребята стойко переносили все тяготы исторического военного лагеря.
По традиции на фестивале проводились турниры лучников, копейщиков, развернулись манёвры «стройна строй», а также по сценариям: «битва на мосту», «бой в лагере», «захват флага», «оборона сундука». В них участвовали одновременно более 100 воинов, облаченных в исторические доспехи и вооруженных стальным средневековым оружием. От нашего клуба на маневры вышли три воина, которые отличились в прорыве вражеской линии обороны. Вячеслав Руян принял участие в турнире копейщиков и вышел из подгруппы в серию финальных боев, но, к сожалению, до финала не дошёл.
Были и «мирные» развлечения: прежде всего это мастер-классы по ремеслам, народным играм и танцам, конкурс костюмов, соревнования по стрельбе из лука, в том числе верхом на лошади.
В то время, пока большая часть клуба «Каролинг» находилась на «Воиновом поле», наш соратник Дмитрий Николаев научился вязать теплые носки на фестивале «ПирБытФест» в парке живой истории «Форпост» в деревне Сумароково Рузского округа, а заодно привез 1 место в турнире по стрельбе из лука.
Вечером, когда стемнеет, на фестивале начинается самое интересное. На сцену выходят фольклорные коллективы, зажигается общий костер, вокруг которого реконструкторы и самые стойкие туристы водят хороводы, исполняют народные танцы до поздней ночи, а затем возвращаются в лагерь, где варят сбитень и поют песни до утра.
Участники исторических фестивалей – одна большая семья. Реконструктор со стажем на любом фестивале, в каком бы городе он ни проходил, обязательно встретит десяток хороших знакомых и столько же близких друзей. Его везде накормят, обогреют и приютят на ночь. В лагере свои шутки, истории, важные дела, достижения и провалы. Утром война – вечером байки у костра с приукрашенными подробностями прошедшей битвы.
Облачаясь в свитку и кафтан, человек снимает вместе с современной одеждой все социальные статусы и обязательства. Генеральный директор Александр Иванович может оказаться здесь диким викингом Сигурдом, а учительница Мария Ивановна пряхой у ткацкого станка.
Туристы в «цивильной» одежде на фестивале начинают казаться инопланетянами, которые все время пытаются проникнуть в лагерь и узнать, что происходит внутри. Им кажется, что под тентами у костров проходит какая-то другая, интересная и недоступная для них жизнь. И это действительно так. Но дело не в вещах, которые реконструкторы прячут в своих саксонках, а в ощущениях и эмоциях. Их нельзя увидеть или потрогать, их можно только пережить. Именно для этого реконструкторы откладывают десятину с зарплаты на исторические костюмы, шьют себе одежду по ночам к новому сезону, а вместо билета до моря из года в год заказывают маршрутку для своего скарба и едут на фестиваль.
Мнения
Михаил КРАЙНОВ, участник клуба «Каролинг»
– Много раз я посещал фестивали как зритель, но сегодня впервые приехал как участник. Большое значение имеет само ощущение: своей русскости, своих корней. Интересно посмотреть, как люди одевались, как жили, как готовили себе пищу. Конечно, нужно иметь свою «сумасшедшенку», чтобы этим заниматься.
Марина АГАФОНОВА, участница клуба «Каролинг»
– За все время, что мы были на фестивале, вопрос «а сколько времени?» я услышала лишь однажды. Мы планировали, к какому часу приготовить еду, чтобы накормить воинов после сражения, успеть к тому или иному мероприятию, и при этом ориентировались точно не по солнцу или часовому механизму. Включаются другие чувства, другие эмоции, другие мысли и жизненные ценности. Современные люди совсем не воспринимаются. Спасибо всем, кто создавал эту атмосферу!
Алексей Гаврилов, воевода клуба «Каролинг» в Рузе
Источник: http://inruza.ru/novosti/kak_eto_bylo/ruzskie-bogatyri-na-voinovom-pole