Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области
Актуальные для бизнеса темы обсудили эксперты, бизнес-сообщество и помощники уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва. Общественный помощник по государственным закупкам Сергей Маковеев подготовил обновленную инструкцию по применению электронной подписи, рассказал об особенностях электронной доверенности. Нововведения помогут принять участие в торгах дистанционно. Электронные доверенности введены законодателями с целью повышения безопасности электронных подписей в организациях.
На сегодняшний день получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) можно в Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) или в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Подпись могут оформить на руководителя или представителя организации.
С 1 сентября 2023 года в силу вступил новый порядок:
— оформить электронную подпись можно в налоговой службе и через доверенные лица налоговой. Список мест выдачи электронной подписи доступен на сайте Федеральной налоговой службы. — для получения подписи представителю организации, не являющуюся её руководителем, потребуется машиночитаемая доверенность. Все выданные ранее подписи действуют до окончания их срока или до 1 октября 2024 (что наступит ранее).
Сергей Маковеев пояснил, что по новым правилам сотрудники и уполномоченные лица будут использовать только личную электронную подпись физического лица. В ней указаны данные сотрудника и нет данных о компании. Чтобы их подтвердить, сотрудник будет прикладывать машинописную доверенность (МЧД) при подписании документов. Новая схема работы безопаснее как для организации, так и для сотрудника. Для использования необходимо запросить у руководителя юридического лица доступ к закупкам. Государственные служащие могут сделать через профиль компании на Госуслугах и личный кабинет ЕИС. Коммерческие служащие — в личном кабинете Электронной торговой площадки (ЭТП) или по правилам конкретной площадки.
При подаче заявления Вам потребуется:
— документ, удостоверяющий личность;
— номер СНИЛС;
— ИНН физлица или юридического лица;
— токен или ключ — компактное устройство в виде USB-брелока, предназначенное для авторизации пользователя и защиты электронной переписки. Можно предоставить уже используемый токен или приобрести новый. Главное, запросить у продавца именно носитель для электронной подписи у налоговой — к ним предъявляют особые требования. За токеном можно обратиться в любой удостоверяющий центр, к производителю или найти его в вендинговых аппаратах в налоговых инспекциях. На одного человека можно получить строго одну подпись. При оформлении новой, другие действующие подписи аннулируются автоматически.
Справочно:
Машиночитаемая доверенность (МЧД) является электронным аналогом бумажной доверенности на подписание электронных документов. Это файл в формате xml, в котором указана информация о доверителе, представителе (уполномоченный работник) и полномочиях, которые он получает. У нее есть еще одно разговорное название — электронная доверенность.
Главная задача такой доверенности подтвердить, что сотрудник или внештатный работник, может подписывать электронные документы от имени организации. МЧД отличается от электронного скана бумажной доверенности. У машиночитаемой доверенности есть специальный формат, а также требования к содержанию. Сведения из машиночитаемой доверенности информационная система или сервис могут считать автоматически. Чего не получится сделать со сканированной копией.
Касаемо выпуска доверенностей, руководитель или сотрудник вносит информацию в машиночитаемую доверенность. После этого руководитель подписывает МЧД своей электронной подписью. Подписанная машинописная доверенность отправляется на хранение в информационную систему (ИС).
Сотрудник может отправлять машинописную печать двумя способами:
— отдельным файлом вместе с пакетом подписанных документов. Сотрудник находит файл доверенности в архиве системы, прикрепляет его к подписанным документам и отправляет.
— указывает только номер машинописной доверенности, хранящейся в сторонней системе. Такая система не только хранит доверенность, но и передает информацию из них в общую базу доверенностей. Поэтому отправлять сам файл доверенности не нужно — получатель документов введет номер МЧД и узнает необходимые данные. Чтобы пользоваться этим способом, информационная система компании должна уметь обращаться к общей базе.
Если у сотрудника больше нет полномочий подписывать документы организации или его полномочия изменились, директор может отозвать машиночитаемую доверенность. Для этого он направляет в информационную систему заявление на отзыв. По какой форме заполнять заявление, каждая система устанавливает самостоятельно. Сам сотрудник тоже может отказаться от полномочий. Для этого ему нужно подписать отказ своим сертификатом.
Общие требования к содержанию машиночитаемых доверенностей установлены в приказе Минцифры РФ от 18.08.2021 № 857. В доверенности обязательно должна быть информация о ней — название и номер, срок действия; данные доверителя (физлица, ИП или юрлица); данные представителя и полномочия, которые он получает; возможность передоверия; электронная подпись, которой подписана доверенность.